вторник, 4 ноября 2014 г.

Поездка в Крым, осень 2014 (часть 3, Севастополь и немного политики)

Душой Крыма являются его экскурсоводы.
Они знают абсолютно всё про те маршруты, которыми возят туристов, и почти всё про то, куда не возят сами. Хороший экскурсовод знает, когда работают или не работают разные дворцы и музеи, куда пускают свободно, куда через заднюю калитку, а куда не пускают сегодня, но пустят через неделю. Экскурсоводы имеют личные коллекции окаменелых раковин, неандертальских наконечников и европейских пуль больше, чем в некоторых музеях.  Экскурсоводы знают правильные тропинки в заповедниках, знакомы с лесниками и охраной, осведомлены о том, где лучше поесть и купить сувениров, и в курсе всех политических изменений. Обычно пара экскурсовод/водитель представляет из себя активную женщину предпенсионного возраста и молчаливого крымского татарина. Некоторые экскурсоводы по старой привычке не любят крымских татар, но тогда их туристам негде покушать у подножия Мангупа или Чуфут-Кале, а это неправильно. В Крыму очень хорошо поесть у крымских татар. Так как Сталин их выслал в основном в Среднюю Азию, то их кухня стала похожа на узбекскую. Мне больше всего нравится суп с маленькими пельменями (называется юфакъ аш), которых должно умещаться по 15 штук на столовой ложке.
Вообще, крымских татар в Крыму гораздо меньше, чем разговоров о них. Живет их около 250 тыс. человек, подавляющее большинство работает, занимается сельским хозяйством, мелким и средним бизнесом. Те, кто работать не хочет, идут в политику. Есть такой Меджлис – неофициальный (то есть нигде не зарегистрированный) орган управления крымских татар.  Члены Меджлиса занимались тем, что качали права в Крыму и успешно распределяли финансовую помощь, приходящую из Турции.
Некоторые тут любят порассуждать, что у них в Турции крымских татар живёт 6 миллионов, и если они все решат вернуться в Крым, то никаких русских там не будет. На самом деле в Турции живет примерно 6 миллионов, но именно различных потомков и дальних родственников Кролика тех, кто когда-то жил в Крыму.  Возвращаться как-то никто не стремится, наоборот, у членов Меджлиса считается хорошим тоном иметь недвижимость в Турции и регулярно ездить туда по делам. Думаю, что с тем же успехом половина России имеет каких-нибудь дальних родственников в Крыму, а также, как минимум, все греки и все армяне.
Когда крымские татары стали возвращаться в Крым, часть из них стали заниматься самозахватом земли, особенно вокруг Симферополя и Бахчисарая. В чистом поле ставили домики, а потом выходили с лозунгами, чтобы эту землю им по факту отдали. Периодически были разборки, но украинской власти было выгодно держать постоянный вялотекущий конфликт. Сейчас наводится порядок – часть земель согласились законодательно оформить, а часть – очищают от незаконных строений. Думаю, что скоро старый Меджлис окончательно распустят, а организуют новый, правильный.  Рассказывают легенды, что в марте в гости к крымским татарам приезжало много гостей-единоверцев из России, представители Минниханова из Татарии рассказывали про преимущества российского гражданства, а представители Кадырова – про проблемы тех, кто Россией недоволен.
Вообще, Крым, как сильно древняя земля, представляет из себя огромный комплекс легенд, мифов и сказаний. Ифигения в Тавриде, а листригоны съели экипаж Одиссея в районе Балаклавы, а где-то здесь ходил апостол Андрей. В Инкерманские каменоломни был сослан четвертый римский папа Климент I, а «на вот этом самом месте» принял христианство князь Владимир, а «за этим рынком» зарезали хана Мамая, когда он вернулся с неудачной Куликовской битвы. Это не считая еще стоянок первобытных людей в Качи-Кальоне. Согласно «теории черноморского потопа», около 10 000 лет назад (в принципе, достаточно недавно, например, город Иерихон уже существовал) на месте Чёрного моря находилось большое пресное озеро, а вокруг него – большая высокоразвитая цивилизация. В результате окончания ледникового периода льды растаяли, уровень мирового океана поднялся, и волны Средиземного моря через Босфор прорвались в Чёрное, уничтожив всю пресноводную флору и фауну и затопив прибрежное государство. Правда, точных археологических подтверждений пока не найдено, потому что Чёрное море очень глубокое и копать там трудно.
Все экскурсоводы – настоящие крымские патриоты, и знают всё, начиная от времени древних тавров («тавры» - это просто «горцы» по-гречески) и заканчивая совсем недавним событиями. Более того, им снова сильно повезло, потому что очень круто не только рассказывать историю, но и самим её делать.
23 февраля, когда Янукович был в бегах, а мирные россияне смотрели триумфальную  50-километровую лыжную гонку в Сочи, в Севастополе собрался массовый митинг на площади Нахимова. По разным оценкам, там было от 20 до 50 тысяч человек (при общем населении Севастополя порядка 350 тысяч). Митинг послал на хрен киевскую власть и выбрал руководителем города Алексея Чалого – 52-летного доктора технических наук, владельца компании «Таврида Электрик» (к слову, дед Чалого – вице-адмирал, в своё время командовал эскадрой Черноморского Флота). На следующий день назначенный Киевом глава администрации Владимир Яцуба (кстати, достаточно приличный человек)  ушёл в отставку, заявив, что тех руководителей, которые его назначили, уже нет. Горадминистрация решила немного поупираться и не признавать Чалого, а вечером 24 февраля милиция и сотрудники СБУ попытались его арестовать, но были вынуждены ретироваться с небольшим вредом для собственного здоровья, поскольку попытались пройти через толпу бабушек, которые им стали натурально выцарапывать глаза. Ордер на арест их также заставили на месте порвать, после чего СБУ в Севастополе больше никто не видел. Оперативно созванная сессия горсовета (пришло 2/3 списочного состава) единогласно создала новый исполнительный орган города (раз уж администрация упирается) и выбрала Чалого его руководителем.  Одновременно началась запись в ополчение, на трассах в Ялту и Инкерман - Симферополь  были выставлены блокпосты, перекрыты перевалы, в Севастополе вышли патрули. За первые двое суток в участники обороны города записалось, по разным данным, от 10 до 17 тысяч человек. В течение очень короткого времени все городские структуры перешли на сторону новой власти.
Заметим, что всё это происходило еще за несколько дней до того, как вежливые люди (в ночь на 27 февраля) заняли здание администрации в Симферополе. Ещё никто не знал, чем всё это дело может закончиться и никто не давал никаких гарантий. Именно севастопольцы первыми поднялись и дали отпор майданутым, продемонстрировав при этом прекрасную самоорганизацию и решимость. Практически в каждой семье был кто-то, кто дежурил на блокпостах, сдавал деньги, таскал продукты и медикаменты. И именно полная поддержка абсолютного числа жителей города помогла Севастополю победить.
Некоторые могут сказать, что это всё потому что Севастополь – база флота, там половина жителей – военные пенсионеры, а вот Крым – это другое дело. Это не соответствует истине. Например, на экскурсии в Феодосии гиды с большим энтузиазмом рассказывали, как лет 7 назад  несколько тысяч жителей города (население Феодосии – около 70 тыс. человек) заблокировало порт, когда туда прибыл американский корабль для проведения совместных американо-украинских сухопутных учений. Груз для учений с корабля удалось вытащить, но дальше портовой площадки он не уехал. Так что - не Севастополем единым.
Крымчане достаточно критично относятся к жителям Донбасса. По их словам, если бы там народ встал так же организованно, то через неделю дошли бы до Киева. Действительно, если бы в ополчение пошло, как в Севастополе, 5% населения Донецка и Луганска, это было бы в несколько раз больше, чем вся украинская армия, включая нацгвардию. Но много здоровых мужиков предпочли уехать, в том числе в Крым.
(Надо понимать, что рядовой житель, скажем,  Новосибирска или Москвы не имеет особых прав давать советы на эту тему, потому что никто не знает, как поступил бы лично он, если бы Новосибирск оказался в такой ситуации. А житель Крыма – имеет право).
Орденов за победу жителям особо не раздавали (это, как принято, дают чиновникам, которые быстрее всех оказались при деле), но много людей получило памятный знак и удостоверение «Участника третьей обороны Севастополя», чем сейчас сильно гордятся. На последних выборах такое звание сразу давало плюс 10% к карме.  А все экскурсоводы теперь с удовольствием рассказывают, что Севастополь – теперь герой трёх оборон.
(Для забывчивых – первая оборона Севастополя – Крымская война 1854-55, вторая оборона Севастополя – 1941-42).
С тех пор прошло полгода. Крым и Севастополь – российские. Для меня лично этот факт – предмет гордости, самый выдающийся успех России в ХХI веке. Для подавляющего большинства жителей Крыма и Севастополя – огромная радость, которая сохранится надолго. Моя тётя помнит еще те времена, когда Хрущев присоединил Крым к Украине, и всем было немного не по себе, хотя и думали, что это чисто формальная процедура, которая ничего не меняет. Когда Крым остался в Украине после 1991 года, обстановка была полудохлая и унылая.  Как я уже писал ранее, кроме отдельных районов Севастополя, Симферополя и Ялты, всё остальное в Крыму приходило в полную разруху.
После победы жителям Крыма пришлось много и долго стоять в очередях, в том числе и до сих пор. Российские паспорта, полисы медицинского страхования (на Украине таковых вообще не было), смена номеров автотранспорта, перерегистрация юридических лиц, загранпаспорта – бумажек очень много. Каждое утро мы, двигаясь по проспекту Нахимова, видели перекличку очереди у здания, где получали медстраховку. Один из экскурсоводов рассказывал, что он пошел подавать документы на российский паспорт через 2 дня после того, как это стало возможным, и оказался в своём районе в очереди под номером «тридцать две тысячи какой-то» (это не общекрымский номер, а номер только в его районе города!). При этом в первой тысяче очереди наблюдались стройные ряды крымских татар.
Алексей Чалый, возможно, ошибочно, отказался от должности губернатора Севастополя (по его рекомендации назначили контр-адмирала Меняйло). Но теперь команда Чалого полностью взяла горсовет, и он стал его председателем. Севастополь стал уникальным городом,  где можно быть одновременно революционером  и  членом «Единой России».
Что дальше?
Когда я приехал в Севастополь, мне сразу показали цветной выпуск газеты, выпущенной командой Чалого к предстоящим (уже теперь прошедшим) выборам. Там представлена карта проектов Третьего возрождения Севастополя, и планы эти, безусловно, грандиозные. Среди этих проектов – новый городской центр на Северной стороне, административная и логистическая площадки Черноморского флота, три транспортно-пересадочных узла, научно-образовательный комплекс с Технопарком, Центр олимпийской подготовки, Всероссийский центр патриотического воспитания, расширение набережных с парковыми зонами и даже аэропорт на мысе Херсонес. Если за ближайшие несколько лет осуществится хотя бы половина этих планов, это уже будет больше, чем в Севастополе за предыдущие 23 года.
Важный момент – принципиальное направление развития города. Не секрет, что в Севастополе есть люди, для которых достаточным будет развитие города исключительно как военно-морской базы, вплоть до закрытия города, как в 70е годы. Но такое направление было бы абсолютно ошибочным. Да, Севастополь – не курорт и не место для игорной зоны. Но Севастополь может стать крупным центром в области приборостроения, микроэлектроники, судостроения, IT-индустрии, стать Южной технологической столицей России.
В своё время на пустом месте был построен новосибирский Академгородок. Сейчас есть шанс построить очень крутой Крым. Олимпиада в Сочи показала, что мы можем обыгрывать весь мир. А недоброжелателям останется только тешить себя воспоминаниями про двойные унитазы.
Крым – наш.

В заключении - концерт по заявкам.




Комментариев нет:

Отправить комментарий